Контактная информация
Школа актерского мастерства и режиссуры

Санкт-Петербург
E-mail:


Наши партнеры

Поиск по сайту

Виктор Шулаков. Светлая память.

Виктор Шулаков. Светлая память.

4 августа, неожиданно ушел из жизни известный режиссер, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Виктор Шулаков.

Все, кто любит театр, шокированы этим печальным известием. Ведь за несколько дней мастер отмечал бы свое 67-летие. Он был полон планов и идей. Не хочется верить, что больше никогда Виктор Александрович не пригласит зрителей на премьеру своей новой пьесы. Для украинского театра смерти мастера - огромная потеря. Ведь Шулаков обладал не просто талантом, он был легендарной личностью, его постановки (101) украшали и украшают репертуар многих театров нашей страны: Львова, Черкасс, Киева, Донецка, Севастополя и других городов.

Особой страницей в его судьбе стала работа в киевском Молодом театре. Именно здесь создана одна из режиссерских «жемчужин» - спектакль «За двумя зайцами», которая не сходила с афиши 28 лет! Более 800 раз роль Прони Прокофьевны сыграла Тамара Яценко (для актрисы эта роль стала «звездной»).

Виктор Александрович Шулаков всегда был фигурой таинственной и легендарной. В 70-х годах он работал актером во Львовском ТЮЗе, и главным его свершением того времени был детский театр «Ровесник» при Дворце пионеров, из которого вышло немало славных театральных людей: режиссер Виталий Семенцов, актеры Сергей Бойко, Тамара Плашенко, Владимир Мовчан, Владимир Богинський. Все они были очарованы своим наставником и рассказывали о нем, как о всесильного супермена с боевым шрамом через всю щеку; как же, он служил на флоте и, возможно, воевал с пиратами.
Когда они повзрослели, их пути не всегда сходились с шулаковськимы. Возможно, и потому, что эти его бывшие театральные дети не сразу поняли: их учитель - сам Вечная большой ребенок.

Существует легенда, что о назначении постановщиком спектакля «За двумя зайцами» в КМТ Виктору Шулакову сообщили за два дня до начала репетиций. Далее добровольные биографы режиссера утверждают, что, даже не успев перечитать пьесу, а только смутно припоминая ее сюжет, Шулаков появился на репетицию и начал смело импровизировать, свободно монтируя эпизоды, давая актерам парадоксальные задачи, придумывая новые сцены. Наверное, это красивая выдумка - но примечательно. Ведь уже в этой первой своей киевской спектакле Шулаков максимально автопортретувався, представив не только оригинальную постановочную манеру, но и кардинальную для себя тему - поэт и его окружение, сильная, вдохновенная натура и равнодушен, прагматичный мир, ей противостоит и пытается ее согнуть, сломить , стереть. Вариации этой темы встречаешь во всех принципиальных работах режиссера на сцене КМТ - и в «Маленькой футбольной команде», и в «Сирано ...», и в «Купола», и в «Полете над гнездом кукушки», и в «Марат / Саде» .
Конечно, это миф, что Шулаков работает интуитивно, даже не заглядывая в авторский текст. Хотя, по правде говоря, «Зайцев ...» он «дрессировал» в чрезвычайном цейтноте. В случае стали некоторые «домашние заготовки». В шулаковських ящиках - огромный архив режиссерских экспликаций, конспектов представлений, которые по тем или иным причинам так и не удалось осуществить на сцене. Впрочем, зато он имеет уникальную коллекцию спектаклей на бумаге.
В свое время он закончил художественную школу и музыкальное училище. Мнение Крэга: «Режиссер должен быть живописцем» - ему очень близка. Он сам рисует к новой представления несколько сотен эскизов. Это не просто геометрия мизансцен, которую надо оскульптуриты на кону, а поиск индивидуального образа произведения, его будущей сценической атмосферы. С этой же целью Шулаков импровизирует на фортепиано эмоциональные моменты будущего спектакля.
Виктор Шулаков имел репутацию строптивого по традициям и хрестоматийных норм режиссера. На самом же деле его грубость к классике - химера. Не случайно он считал главным качеством режиссер не аналитичность мышления, конструкторский талант, а фантазию. По своей природе, он был импрессионистом. Скрупулезная вивиксация проблемы, кропотливое проникновения в сущность драмы, подробное изучение ее особенностей - не были его стихией. Поэтическое начало в нем было настолько сильное, жажда творить такая невыносимая, что достаточно лишь легкого раздражения - и начинает бить фейерверк эмоций и метафор.
При этом Виктор Шулаков был очень драматической фигурой, потому что принадлежал к категории поэтов, которые не способны через свойства характера, специфику таланта продуцировать идеи непосредственно из жизни. Они мастера реминисценции, изысканного аранжировки.

В памяти снова и снова звучит строка из монолога Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак», поставленной им в 1981 году ..
Будто вместе с обсыпкой блесток гирлянд, украшавших сцену, исчезают лица, тускнеют звуки, холодеют краски. Маялась музыка раз отпевать Сирано ... Устала Роксана, что в одно мгновение превратилась в старуху с потемневшим от горя лицом.
Но через усталость, через забвение раз звучит голос Сирано. Чтобы о празднике осталась память, чтобы о любви осталась легенда, нужен поэт.
Виктор Шулаков - жизнь, как трагическая притча о поэте, который стихами, судьбой и любовью задержал неумолимый бег времени, смело встретив свою смерть.

Коллектив Молодого театра выражает соболезнования родным, близким, друзьям и поклонникам таланта Виктора Александровича Шулакова.
Читать далее...
Актеры
Режиссеры
режиссеры
Композиторы
композиторы